КОНСУЛЬТАЦИЯ "Игра по кулинарии"
В последние время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Все дело в головном мозге. А точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речь. Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы тем самым стимулируем соответствующие отделы мозга, активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Рекомендую начинать активную тренировку пальчиков с самого раннего возраста. Для этого можно использовать:
переливание жидкостей из одной емкости в другую;
игры с мозаиками и пазлами;
раскладывание пуговичек или других предметов по размеру;
игры с конструктором (подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка);
застегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков и завязывание шнурков;
лепка из пластилина;
рисование пальчиками (сейчас для этого существуют специальные краски);
вырезание из бумаги разных фигурок;
постройки из песка или камешков замков, горок и других фигур (на прогулке);
перебирание разных круп, таких как горох, фасоль, гречка;
закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков;
поиск разных предметов закопанных в песке.
Но в отдельную категорию игр хотелось бы отнести игры на кухне. Участие ребёнка в кухонных делах — занятие, которое может быть не только интересным, но и очень полезным для него. Соглашаясь принять помощь на кухне, вы даёте ему почувствовать себя полезным, настоящим помощником. Конечно, ребенок должен выполнять посильную, несложную работу, однако даже незамысловатые действия и просто наблюдение за мамиными делами оказывает немалое влияние на развитие как эмоциональной сферы, так и интеллекта ребёнка. Пока на плите что-то варится, тушится и не требует постоянного помешивания, можно поиграть со своим малышом.
Классический вариант – игра «Золушка». Перенесите сказку на кухню и помогите главной героине. Играя с ребенком можно ограничиться горстью фасоли и, допустим, гречки.
У педагога Марии Монтессори есть специальное упражнение – пересыпать крупу или муку с помощью ложки из одной миски в другую. Ребенок с радостью поможет вам замесить тесто, насыпая муку из банки в миску. А как интересно просеивать муку или манку через самое настоящее сито! Кстати, если насыпать ту же муку или манку тонким слоем на подносе, можно порисовать по ней пальчиком, например, буквы или цифры. Слегка встряхнули поднос, и крупинки снова легли на нем ровным слоем – можно опять рисовать!
Завинчивать крышки на банках и бутылках – тоже отличное упражнение для развития мелкой моторики.
Завораживают детей и игры с водой. Можно переливать воду из чашки в узкое горлышко бутылки. Это очень сложно!
Макаронная фантазия
Раскрашенные гуашью макароны – это отличный материал для множества полезных вещей: бус, аппликаций, даже коллажей. Для того, чтобы готовые поделки не пачкали потом рук, можно смешать гуашь с клеем ПВА в пропорции 1:1. Впрочем, красить необязательно. Неокрашенные макароны (с отверстием) тоже можно нанизывать на прочную нитку, выкладывать из них узоры на залепленной пластилином картонке и попутно изучать цвета и формы. Макароны разного вида можно сортировать и считать.
Экспериментирова<wbr />ть можно не только с макаронами, но и с различными крупами, горохом, фасолью.
Раз картошка, два картошка...
А как насчет арифметики? Ваш ребенок уже вполне в состоянии посчитать, сколько картофелин и морковок понадобится вам для супа. А по ходу дела ненавязчиво можно заметить: «Смотри, у нас тут три картофелины и две морковки. А всего – пять овощей». Заодно тренируем и логическое мышление, ведь мы объединили картошку и морковку одним понятием «овощи». Или доверить ребенку разобрать пакеты, принесенные из магазина, поиграв в «Классификации»: молочные продукты – на стол, овощи – на нижнюю полку холодильника, фрукты – в корзину.
Помогаем маме
Ребенку в возрасте 5-7 лет уже можно доверить простые кухонные операции. Например, почистить отварные яйца, перемешать салат, накрыть на стол, посчитав предварительно, сколько понадобится тарелок, ложек, вилок и ножей. Комментируем: «Нож – справа, вилка – слева». Именно в таких простых, но в то же время очень осмысленных действиях прекрасно закрепляются основные логические понятия. Для детей – это весьма интересный процесс, они чувствуют свою причастность к настоящему, взрослому делу. Конечно, вам захочется исправить его неумелые действия, поровнее поставить приборы и перемыть посуду после ребенка. Постарайтесь сделать это незаметно, зато в разговоре с мужем или подругой обязательно похвалите своего маленького помощника!
Что изменилось
Кухня – прекрасное место для того, чтобы потренировать внимательность. Разложите перед малышом несколько любых предметов (это могут быть фрукты, овощи, столовые приборы и пр.), для начала хватит 3-4. Теперь пусть ребенок отвернется, а вы уберите один из предметов. Более сложный вариант – не убирать предмет из поля зрения, а переставить на другое место. Задача малыша – восстановить исходное положение вещей.
Третий лишний
Это еще одна логическая игра, которая активизирует навыки анализа. Положите перед ребенком, допустим, яблоко, апельсин и коробок. Кто лишний в этой компании? Ответ нужно обязательно обосновать, причем, попытайтесь сделать это различными способами. Например, яблоко и апельсин можно катать, а коробок – нет. А почему? Потому что яблоко и апельсин – круглые, а коробок – прямоугольный. Яблоко и апельсин – съедобные, а коробок – нет. А что общего у этих предметов? Может быть, наличие оболочки (кожуры, коробочки), под которой спрятано содержимое? Как видите, открывается огромное поле для творческого мышления и нестандартных решений.
Попробуйте группировать предметы по форме (круглые или удлиненные), цвету, размеру (большие и маленькие), назначению (что пригодится для сладких блюд, а что – для соленых) и т.д.
Если ребенок уже знаком с буквами, можно выкладывать из магнитной азбуки слова (удобнее это делать на холодильнике): названия продуктов, кухонной утвари, меню сегодняшнего обеда и пр. В процессе ненавязчиво можно заметить, что говорится «нош», а пишется «нож», потому что «ножИ». Знания, полученные « на ходу», усваиваются значительно лучше!
Тили-тили тесто...
Специальное соленое тесто пригодится для поделок. Для такого теста необходимо смешать в равных пропорциях муку и мелкую соль, добавьте воды до консистенции мягкого пластилина, и после этого можно лепить самые разные фигурки, которые позже постепенно затвердеют на воздухе.
Но, возможно, ваш малыш жаждет на равных правах принимать участие в подготовке ужина? Тогда предложите ему раскатать песочное тесто, вырезать формочками печенье, украсить его изюмом или орехами. Вам останется лишь поставить противень с печеньем в духовку, а потом торжественно водрузить на стол первый кулинарный шедевр вашего чада.
Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, а школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.
Используемая литература:
1. Андрианова Н. Я., Моисеева Н. П. Игры – занятия по кулинарии как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №6 (65).
2. http://mama.pass<wbr />ion.ru