ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Скажите, а во что играют ваши дети в песочнице? Ведь они по сорок минут ежедневно сидят там, песок в ведерко насыпают и высыпают....
Кто из нас в детстве не играл в песочнице? В жизни каждого человеческого детеныша это такой же важный этап, как у лягушек — стадия головастика или у бабочек — форма личинки. Вы думаете, наша возня в песочнице была просто игрой? Но ведь и у взрослых есть интуитивное притяжение к песку. Почему? В сухом виде он течет меж пальцев как вода, во влажном — приобретает основательность и упругость земли. Из него так легко становится что-то вылепить, создать. Но лесок высыхает, и все созданное снова рассыпается на песчинки. Не зря же существует выражение — «строить замки на песке»! Так мы играем с матушкой-природой или она играем с нами, позволяя воплотить в жизнь свои самые невероятные фантазии. А дети своими чуткими ладошками особенно хорошо ощущают ее нежность и теплоту...
Наверное, все то время, которое на планете существует человечество, малыши всех континентов играют в песочницах.
Песочница — это как окно, открытое в городской квартире для того, чтобы ее наполнил свежий воздух. Маленькому человеку однажды непременно надо ощутить своими руками, какая она — земля. И песок в его ладонях дает массу бесценной информации, заменить которую не может никакой рассказ!
Как жаль, если в этот момент освоения мира бдительные родители или воспитатели бросятся спасать ребенка от («грязной » земли, чтобы он не перепачкал свои замечательные штанишки или платьице! А у ребенка может отложиться в мозгу мысль, что он ошибся — что замечательное ощущение, которое он получил, гладя и разглядывая песок, было неверным. Так, значит, земля, песок — это нечто плохое, таящее неведомую опасность?!.. А потом ребенок постепенно забудет о прелести любви к основе основ и перестанет любить землю.
В наше время все ширится мнение, что Земля является огромным живым существом. Еще в 1979 году английский химик Джеймс Лавок в книге «Гея. Новый взгляд на жизнь на Земле» доказывает, что наша планета ведет себя именно как живой организм, климат и внешняя среда которого контролируются биосферой Земли: микроорганизмами, растениями, животными, птицами... Впрочем, живой Землю считал еще Платон, а Вернадский, автор идеи ноосферы, тки. что живой организм биосферы должен изучаться как особое тело. Получается, что, прикасаясь к земле, к песку, маленький человечек прикасается к живому телу Земли?..
Еще Паскаль сказал: «Мы поймем смысл всех людских занятий, если вникнем в суть их развлечений». И тут, в обычной детской песочнице, создается прообраз будущих взаимоотношений ребенка с миром — не только с себе подобными, но и с природой.
Игры с песком являются важной частью развивающих детских летних занятий, но не только.
Английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд еще в 1929 году стала предлагать детям на терапевтическом сеансе ящичек с песком, воду и миниатюрные игрушки.
А ее ученица, последовательница Юнга Дора Калфф определила этот метод «техникой построения мира» и создала признанную ныне во всем мире методику «sand play», что переводится как «игра с песком», или «пескотерапия». Кстати, эта терапевтическая методика широко используется при работе не только с детьми, но и со взрослыми.
Сегодня уже и в кабинете белорусских психологов нередко стоят на столиках две водонепроницаемые мини песочницы, выкрашенные внутри голубым цветом и заполненные промытым, просушенным в духовке мелким песком. В одной песочнице — песок сухой, в другой — влажный. На стеллаже — разнообразные маленькие игрушки, которые позволяют выразить свои чувства, не прибегая к словам, камешки различной величины, палочки, ракушки, стеклышки (конечно, обработанные по краям напильником, чтобы ребенок не порезался), зеркальца, ленточки, перышки... Дети выбирают из них те, что ближе им ни данный момент.
По Юнгу, наша психика обладает собственной глубинной мудростью и потенциалом к исцелению и трансформации, но для активизации «психического иммунитета» необходимо ощущение покоя и безопасного пространства. Песочница, уютная комната, доброжелательный психолог способствуют возникновению у ребенка чувства защищенности и свободы действий, а размеры полуметровой песочницы позволяют удерживать в поле зрения всю поверхность и дают возможность ощутить границы. Психолог же при этом выполняет роль молчаливого наблюдателя: разговаривать не стоит, но можно общаться с ребенком при помощи игрушек.
Детишкам, конечно, предварительно объясняется, что делать можно, а что нельзя. Запретов немного, и они касаются безопасности ребенка, бережного отношения к игрушкам и песку, который нельзя высыпать на пол.
Но использование ребенком песочницы не является самоцелью. Есть дети, которым нужно время, чтобы они освоились и захотели начать возиться с песком, поэтому в кабинете есть краски, мягкие игрушки. Познакомив малыша с имеющимися в кабинете предметами, психолог всячески поощряет свободу творчества, искренне выражая интерес и удивление игрой, готовность поддержать и понять. Он также осуществляет обратную связь, отражая в себе, как в зеркале, все образы и эмоции малыша в процессе работы, реагируя на сомнения и страхи. Он не позволяет себе прямого вмешательства в создающуюся песочную композицию, за исключением только тех случаев, когда ребенок сам просит помочь. А по завершении создания композиции в песочнице все заинтересованно обсуждается. Как мы видим, идея просто замечательная!
Но даже и без юнговского психоанализа очевидно, что малыши в песочнице расслабляются, раскрепощаются, снимают напряжение, какие-то страхи, психологические и мышечные зажимы. Пластичность материала действует на них одновременно завораживающе и успокаивающе!
Наши стандартные песочницы во дворах детских садиков так прочно ассоциируются с определенным размером и кучей детишек, которые мешают друг другу, что предложенные Маргарет Ловенфельд кажутся настоящим чудом. Однако, к счастью, не все руководители дошкольных учреждений мыслят стереотипно. И кое-где уже появляются мини-песочницы в виде небольших ящичков, в которых дети могут втроем, или бордюр песочницы сооружается даже из дюжины кирпичей, плашмя положенных на землю в форме квадрата, а пространство внутри него засыпается песком. Еще один вид мини-песочницы представляет собой четыре невысоких земляных валика полуметровой или метровой длины. Такую песочницу очень легко трансформировать в ванночку, застелив поверхность полиэтиленовой пленкой, по краям прижатой несколькими кирпичами и заполненной теплой водой.
Дети любят играть со влажным песком, который они сами смачивают водичкой (водичка, между прочим, тоже важный носитель информации, но это тема для отдельного разговора).
Если песок совсем сухой, нужно полить его с помощью лейки. Для более экономного расхода воды можно наливать ее в пластмассовые бутылочки с отверстием, предварительно проделанным в пробке взрослыми (например,
сапожным шилом или нагретым на огне гвоздем).
Можно на влажном песке оставлять отпечатки ладошек: взрослой и детской. Пусть ребенок сравнит их. Или еще можно поставить отпечаток ладони взрослого по центру, а справа и слева к нему будут примыкать отпечатки двух маленьких ладошек. Маленькие ладошки с растопыренными пальчиками — это крылья. А большая ладонь с сомкнутыми пальцами — это... Впрочем, дальше уже можно фантазировать самостоятельно.
Потом отпечатки дополняют камешками, ракушками, чтобы получилась, например, веселая мордашка, золотая рыбка, осьминожка (добавить два камешка-глазика и нарисовать улыбку).
Можно совочком выкопать в песке норку для игрушечной мышки, лисенка или зайчика. А в хорошо смоченном водой холмике построить берлогу для медвежонка или домик для любимой куклы. Пещерка вполне может стать удобным гаражом для автомобиля.
А дорожки сначала так интересно начертить прутиком, а потом «заасфальтировать», полив водой или проехавшись по ним «асфальтоукладчиком» в виде кубика- кирпича с ровной нижней поверхностью. По этим дорогам могут ездить маленькие машинки. Ну, а раз есть дороги, значит, на них могут быть мосты, сделанные над реками из влажного песка. По дорогам можно ходить в гости, путешествовать по пустыням и горам. Можно провести пальчиковую игру с использованием песочницы «Большие ноги идут по дороге...».
Когда ребенок закончит создание своей сказочной страны, попросите его рассказать о ней: что это за мир, какие существа его населяют, с каким характером, что они умеют, как относятся к другим, какие события будут происходить в этой стране. Ответы дадут вам очень многое для понимания детей. Иногда малыши закапывают фигурки, как бы вытесняя в сознании то, к решению чего они еще не готовы: камни (как что-то в самих себе), монстриков (как вытесненное напряжение), ключи (как символы новых путей). Расспросите об этих фигурках подробнее.
А еще песочницу можно разделить на зоны: «дом (двор)», « лес», «сад» и предложить детям расставить фигурки так, чтобы домашние животные оказались во дворе дома, дикие — я лесу, поговорить о том, как любят цветочки в саду пчелы и бабочки, обратить внимание детей на особенности птиц, рассказать о различных видах труда человека и т.д.
Когда игрушки «проголодаются», им можно испечь «лепешки», «куличики», перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую, закладывая в формочку или ведерко. Естественно, сразу хорошие куличики у двухлетнего ребенка вряд ли получатся. Сначала малыш будет смотреть, как это делает взрослый, и однажды попытается повторить. А пока самое интересное для него — разрушать после уроков уже готовые куличики. Не стоит сердиться — ведь так тоже идет накопление знания маленького человечка о мире: ничего не было, поток появилось, а потом его опять не стало!.. Тут можно показать ребенку, чем отличается сухой и мокрый песок. Объясните ему, что из мокрого песка кулич «выпекается», а из сухого — рассыпается.
Научите малыша насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую. Свои «кулинарные шедевры» сверху дети любят посыпать «сахаром» — сухим песком.
В качестве формочек для «песочного печенья» можно использовать и аккуратно обрезанные и предварительно оплавленные по краям донышки от пустых пластмассовых бутылок. А оставшиеся части бутылок тоже пригодятся. Если плотно заполнить их влажным песком до самого верха, а потом перевернуть и со всех сторон постучать по бутылкам, чтобы песок отошел от стенок, то получатся высоченные башни! Они могут быть и поменьше, если бутылки обрезать покороче. Окна и двери прорисовывают, процарапывают или выкладывают прутиками. Вокруг здания тоже проводят дорожки, высаживают «деревья» (прутики или травинки).
Крепостной вал вокруг башни, где живет сказочная принцесса, лепят ладошками. А можно вокруг башни вырыть непреодолимый для врага ров и даже пустить туда воды. Правда, она быстро впитается в песок... С одной стороны ров можно защитить • частоколом» из палочек ил» былинок, а через ров построить мост, А если вы сможете показать детям, как из небольшой дощечки и пары кусочков веревки делается откидной мост, будет совсем здорово.
Конечно, песочные замки малышей недолговечны. Даже не знаю, можно ли по секрету рассказать вам о том, что если добавить в исходный строительный материал немного цемента, как это принято у профессиональных творцов песчаных скульптур, то они простоят больше недели? Нет, наверное, малышам пока еще рано иметь дело с цементом. Вот подрастут — тогда пожалуйста!
Но и с сыпучим сухим песочком малышам тоже очень нравится играть! Ведь им так замечательно рисовать узоры на ровной поверхности песка или кусочке фанеры! Причем сыпать песочек можно струйкой из кулачка, можно щепоткой, а можно и через воронку.
Нарисовать сначала надо самое простое — дорожку от одного домика до другого. А можно нарисовать и цветок, и человечка (причем предварительно песок можно покрасить гуашью и просушить). Кстати, в Индии до наших дней сохранился чудесный обычай: вот так, руками, хозяйка дома утром перед порогом своего дома рисует цветной замысловатый узор. За день его, конечно, затопчут, но утром она его снова нарисует! Причем делает это она обеими руками одновременно, и ее узоры никогда не повторяются!
Рисовать можно не только песком, но и на песке. Можно пальчиком, а можно палочкой — по сухому или по мокрому песку (а взрослый должен постараться отгадать, что изображено).
Игры с буквами интересны тем, что писать можно их на влажном песке и на сухом — совсем с разным результатом. Если написать их струйкой песка на разровненной площадке, то буквы эти окажутся выпуклыми. А если «накапывать» их очень влажным песком?.. Можно повторить буквы снова и снова, писать большие и маленькие, можно выложить их на песке из веточек. И все эти действия в веселой и непринужденной форме предлагайте повторить детям. А еще тут могут помочь « змейки» (веревочки с узелком вместо головы). Сначала ребенок берет «змейку» за голову или хвост и просто проводит ею по песку. Потом он старается нарисовать с помощью змейки крючочки, петельки, кружочки и, наконец, изображает буквы.
Аналогичные игры можно придумать с цифрами и простыми геометрическими фигурами.
Обязательно покажите малышам, как делаются «секретики». Помните, как вы делали это сами? Роется ямка, на ее дно кладется блестящий фантик, бусинка, вокруг укладываются лепестки и травинки, вся эта красота покрывается сверху кусочком оргстекла или прозрачной пластиковой бутылки и засыпается песком или землей. Потом по секрету свои «клады» дети показывают друг другу. Тут и вкус развивается, и опять-таки приходится поработать с формой, чтобы подогнать содержимое под форму прозрачного кусочка, а ощущение прикасания к тайне очень сильно эмоционально воздействует на детские души.
С песком любят играть не только малыши, но и дети более старшего возраста. С ними можно строить из песка машины, корабли, скульптуры животных и людей и даже создавать модели Знаменитых архитектурных сооружений, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Для этого сначала песок сгребают в большую кучу, убирают лишнее, придают определенную форму. Сооружение для прочности прихлопывают ладонями со всех сторон, а уж потом приступают к отделке. Обязательно сфотографируйте детей на фоне сотворенного своими руками чуда.
С детьми постарше, можно сыграть в такую игру: в песке выройте ямку и устройте соревнование по метанию камешков. Начертите линию, за которой должны стоять игроки, и по очереди бросайте камешки, стараясь попасть в лунку. Каждый бросает по пять камешков. По мере того как дети осваивают игру, постепенно отодвигайте линию старта все дальше и дальше от ямки.
И еще, что касается создания благоприятных условий.
Первое условие — это наличие чистого, качественного песка в песочнице: желтого, мелкого, легко формующегося, без камушков и примесей. В летнее время, если нет дождей, его следует ежедневно вечером поливать из шланга или из лейки, чтобы за ночь песок равномерно увлажнился. Специалисты не рекомендуют поливать песок утром, поскольку сверху он будет слишком влажным, а внутри так и останется сухим и сыпучим.
Прежде чем высыпать песок в песочницу, надо просеять его, чтобы избавиться от камешков и мусора (штукатуры и строители используют для этого приспособление, называемое «грохот»).
И всегда будьте рядом с детьми, играйте вместе с ними, чувствуя себя таким же свободным, как в детстве, ведь старая истина гласит, что внутри каждого из нас всю жизнь живет ребенок, обожающий играть!