КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Дом, семья
Задачи:
- Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи;
- Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;
- Формировать умения воспроизводить в игре действия с игрушками, показанные взрослым и связанные с бытом;
- Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Предварительная работа: Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?» Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. Чтение художественной литературы
Словарная работа: передник, пирог, вяжет.
Игровые роли и действия:
Мама - убирает в доме, готовит еду; кормит детей, укладывает детей спать.
Папа – ремонтирует машину, помогает маме по дому.
Бабушка - готовит обед, печёт пирог вяжет носки, стирает; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками;
Дедушка- читает газеты, журналы, смотрит телевизор.
Дочка - играет с куклами, рисует.
Сын – играет с машинками, в мяч, рисует;
Игровой материал: Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), машинки, предметы-заместители.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Дочки-матери
Задачи:
- формировать умение выполнять соответствующие игровые действия в игре;
- находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры;
- подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- Формировать умения воспроизводить в игре действия с игрушками, показанные взрослым и связанные с бытом;
- развивать игровые умения и навыки;
- обогащать словарный запас;
Предварительная работа: Беседы «Как мама о вас заботиться», «Профессии родителей»
Словарная работа: передник, театр, цирк, кино.
Игровые роли и действия:
Мама - заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку, стирает, убирает в комнате, гладит белье. Мама идет с дочкой в парикмахерскую, красиво причесывает ее, дома наряжает елочку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходит папа с работы, садятся ужинать.
Приходят гости. Празднуют день рождения дочки или сына.
Папа – водитель на грузовой машине (или такси). Папа – строитель на стройке.
Дочка - простыла и заболела. Мама повела ее к врачу, дома ставит горчичники, дает лекарства.
Мама повела дочку на прогулку, Катаются на автобусе, катаются на качелях в парке. Приехала в гости бабушка на день рождения. Празднуют Новый год.
Мама ведет дочку в кукольный театр, в цирк, в кино, в школу.
Игровой материал: игровая мебель, посуда, куклы, предметы заместители.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Детский сад
Задачи:
- расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада;
- Формировать умение пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и подчинять их функциональное употребление замыслу игры;
- Вызвать у детей желание подражать действиям взрослых;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми.
Предварительная работа: Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др. работников д/сада. Экскурсия-осмотр музыкального (физкультурного) зала с последующей беседой о работе муз. руководителя (физ. рук.). Чтение стихотворения Н.Забилы «Ясочкин садик»
Словарная работа: распорядок дня, воспитатель, музыкальный руководитель.
Игровые роли действия:
Воспитатель - принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры.
Помощник воспитателя - следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду…
Муз. руководитель - проводит муз. деятельность.
Повар - готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.
Игровые ситуации: «Утренний прием», «Наши занятия», «На прогулке», «Музыкальные развлечения», «Мы спортсмены», «Обед в д/саду» и др.
Игровой материал: тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, одежда для повара.
СТАРШАЯ ГРУППА
Поликлиника
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к профессии врача;
- Учить детей планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
- Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игровые роли и действия:
Больной- идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием.
Врач - принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение.
Медсестра - делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. выписывает рецепт, врач подписывает.
Санитарка - убирает кабинет, меняет полотенце.
Игровые ситуации: «На приеме у лорврача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской поликлинике. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В.Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
СТАРШАЯ ГРУППА
Больница
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры;
- Учить детей планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
- Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игровые роли и действия:
Больной - поступает в приемный покой.
Медсестра - регистрирует его, проводит в палату.
Врач - осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение.
Медсестра - выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка - убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской поликлинике. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В.Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
СТАРШАЯ ГРУППА
Скорая помощь
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры;
- Учить детей планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
- Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игровые роли и действия:
Больной - звонит по телефону 103 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы.
Скорая помощь приезжает.
Врач с медсестрой - идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.
Предварительная работа: см. «Поликлиника»
Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
СТАРШАЯ ГРУППА
Аптека
Задачи:
- познакомить детей с профессией фармацевта;
- Учить детей планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
- Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игровые роли и действия:
Водитель - привозит в аптеку лекарства.
Работники аптеки - раскладывают их на полки.
Люди- приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Здесь делают микстуры, мази, капли. Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фитоотделе продают лекарственные травы, сборы, коктейли.
Предварительная работа: Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения». Рассматривание лекарственных растений на участке детского сада, на лугу, в лесу. Загадки о лекарственных растениях. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, микстуры.)
Игровой материал: халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт, мази, таблетки, порошки, лек. травы.
СТАРШАЯ ГРУППА
Ветеринарная лечебница
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача;
- Учить детей планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
- Воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игровые роли и действия:
В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач - принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение.
Медсестра - выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д.
Санитарка - убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.
Предварительная работа: Беседа с детьми о работе ветеринарного врача. Рисование «Мое любимое животное» Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д.)
Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
СТАРШАЯ ГРУППА
Зоопарк
Задачи:
- Расширять знания детей о диких животных;
- Учить детей планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
- Воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.
Игровые роли и действия:
Строители - строят зоопарк.
Водитель - привозит животных.
Грузчики - разгружают, ставят клетки с животными на место.
Работники зоопарка - ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках).
Ветеринарный врач - осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом), лечит больных.
Кассир - продает билеты.
Экскурсовод - проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности.
Посетители - покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных.
Предварительная работа: Чтение литературных произведений о животных. Рассматривание иллюстраций о диких животных. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в аудизаписи. Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассказы детей «Как мы ходили в зоопарк» Рассказ воспитателя о работе ветеринарного врача в зоопарке. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения в зоопарке. Рисование «Что я видел в зоопарке». Коллективная лепка «Зоопарк» Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: крупный строительный материал, дикие животные (игрушки), посуда для кормления животных, инвентарь для уборки (ведра, метлы, совки), халаты, шапки, санитарная сумка (фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки, порошки), касса, билеты, деньги.
СТАРШАЯ ГРУППА
Магазин
Задачи:
- вызвать у детей интерес к профессии продавца,
- формировать навыки культуры поведения в общественных местах;
- Учить детей планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Игровые роли и действия:
Водитель - привозит на машине товар.
Грузчики - разгружают товар.
Продавцы - разлаживают товар на полках.
Директор - следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар.
Приходят покупатели.
Продавцы - предлагают товар, показывают, взвешивают.
Покупатель - оплачивает покупку в кассе, получает чек.
Кассир - получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.
Уборщица - убирает помещение.
Игровые ситуации: «Овощной магазин», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Книги», «Спорттовары», «Мебельный магазин», «Магазин игрушек», «Зоомагазин», «Головные уборы», «Цветочный магазин» , «Булочная» и др.
Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми о проведенных экскурсиях. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах.
Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).
Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
СТАРШАЯ ГРУППА
Хлебозавод
Задачи:
- Познакомить детей с трудом взрослых работающих на хлебозаводе;
- Учить детей планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
Игровые роли и действия:
Директор - хлебозавода организует работу сотрудников хлебозавода. Обеспечивает распределение готовой продукции.
Занимается вопросами закупки сырья для изготовления хлеба.
Контролирует качество работы сотрудников.
Пекарь - выпекает хлебобулочные изделия разных сортов и разного размера; группируют готовую продукцию по сортам и размерам.
Контролёр - определяет ассортимент, качество и количество хлебобулочных изделий, контролирует правильность их раскладки, проверяет готовность изделий.
Шофёры - грузят готовый товар в машины со склада; развозят хлебобулочные изделия по магазинам.
Предварительная работа: Беседа о хлебе. Посещение кухни детского сада. Выпекание хлебных изделий из соленого теста. Конструирование оборудования для хлебозавода. Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление атрибутов к игре.
СТАРШАЯ ГРУППА
Швейное ателье
Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье;
- формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда;
- Учить детей планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
- Развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.
Игровые ситуации: «Салон шляп»
Игровые роли и действия:
Клиент – делает заказ, выбирает ткань, оплачивает заказ.
Швея - примерка, пошив изделий, их отделка, вышивка, глажение. сдает готовую продукцию на склад, оплата заказа, получение заказа.
Предварительная работа: Встреча с работниками швейного ателье (родители), беседа. Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук». Дидактическая игра «Что у тебя шерстяное?» Рассматривание образцов тканей. Беседа «Что из какой ткани можно сшить?» Изготовление альбома «Образцы тканей». Рассматривание журналов мод. Аппликация «Кукла в красивом платье». Изготовление атрибутов для игры с привлечением родителей (витрина, гладильные доски, наборы тканей, пуговиц, ниток, лекала выкроек и др.)
Игровой материал: разнообразные ткани на витрине, наборы, содержащие нитки, «иголки», пуговицы, наперстки, 2-3 швейные машины, ножницы, выкройки (лекала), сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, трюмо, квитанции.
СТАРШАЯ ГРУППА
Салон красоты
Задачи:
- Расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты»;
- Вызвать желание выглядеть красиво;
- Учить детей планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
- Воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.
Игровые роли и действия:
Парикмахер - моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном.
Мастер маникюра - делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками.
Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.
Предварительная работа: Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Рассматривание буклетов с образцами косметических средств. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво». Дидактическая игра «Золушка собирается на бал». Прогулка к ближайшей парикмахерской. Изготовление атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, салфетки и др.)
Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведро.
СТАРШАЯ ГРУППА
Библиотека
Задачи:
- Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек;
- Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте;
- Развивать умение планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
- Знакомить с правилами пользования книгой;
- Пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.
Игровые роли и действия:
Библиотекарь - оформление формуляров читателей. приём заявок.
Работа с картотекой. Выдача книг.
Посетители- берут нужную книгу, оформляют.
Читальный зал.
Предварительная работа: Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Чтение произведения С. Жупанина «Я – библиотекарь», открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.
Игровой материал: формуляры, книги, картотека.
СТАРШАЯ ГРУППА
Строительство
Задачи:
- Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах;
- Закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей;
- Формировать умение творчески развивать сюжет игры.
- Формировать умение планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
Игровые роли и действия:
Строитель –выбирает объект строительства. Выбор строительного материала. Строит дом.
Водитель- доставляет строительный материал.
Архитектор – придумывает дизайн постройки.
Предварительная работа. Чтение произведений «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева. Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.
Игровой материал: планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители.
СТАРШАЯ ГРУППА
Цирк
Задачи:
- закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах;
- Учить детей планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
- Закреплять представления о цирке и его работниках.
Игровые роли и действия :
Кассир – продаёт билеты.
Артисты цирка- готовят выступление, показывают фокусы, танцуют.
Режиссёр - готовит артистов к представлению, составление программы.
Фотограф- фотографирует представление, посетителей с клоуном.
Продавец в буфете- продаёт сладости, принимает оплату.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о цирке. Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С.Маршак, «Друзья мои кошки» Ю. Куклачёв. Изготовление атрибутов для игры (билеты, программки, афиши, гирлянды, флажки и т.д.)
Игровой материал: афиши, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты (носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»), гирлянды, флажки, атрибуты для цирковых артистов (канаты, обручи, шары, булавы), косметические наборы, спецодежда для билетёров, работников буфета и др.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Цирк
Задачи:
- Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах;
- Закреплять знания о цирке и его работниках;
- Формировать умение выделять роли и правила в игре, на которых строятся взаимоотношения детей, соблюдать их и следовать им;
Игровые роли и действия :
Кассир – продаёт билеты.
Артисты цирка- готовят выступление, показывают фокусы, танцуют.
Продавец в буфете- продаёт сладости, принимает оплату.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о цирке. Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С.Маршак,
Игровой материал: афиши, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты (носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»), гирлянды, флажки, атрибуты для цирковых артистов (канаты, обручи, шары, булавы), косметические наборы, спецодежда для билетёров, работников буфета и др.
СТАРШАЯ ГРУППА
Водители
Задачи:
- Знакомить детей с работой транспорта, трудом транспортников: шофер, оператор, диспетчер, автослесарь и др.
углублять представления о том, что шоферы перевозят большое количество пассажиров, доставляют различные грузы в города и села нашей большой страны.
Чтобы машины вышли в рейс и своевременно доставили грузы, их ремонтируют, чистят, смазывают, заправляют топливом.- Формировать умение осуществлять игровые действия, согласовывая их с партнёром по игре;
- Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, побуждать желание работать также добросовестно, ответственно, как и взрослые, заботиться о сохранности техники.
- Способствовать возникновению сюжетно-ролевых и творческих игр: «Уличное движение», «Водители», «Светофорчик», «Бензозаправочная станция» и других.
Игровые роли и действия:
Водитель - возят кукол, строительный материал. Водитель ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей. Машины заправляют бензином, едут на стройку, сгружают строительный материал, засыпают песок. Водитель едет на зеленый свет светофора, на красный – стоит.
Водитель такси - возит людей на работу, в театр, в кино.
Водитель грузовой машины - наливает бензин в машину, моет ее, ставит в гараж.
Водитель автобуса - ведет машину осторожно, аккуратно, кондуктор продает билеты. Автобус развозит людей, куда им надо: в гости, на работу, домой.
На перекрестке стоит милиционер – регулирует движение.
Пешеходы идут по тротуару. Дорогу переходят на зеленый свет.
Для пешеходов специальный переход – «зебра». Водитель пожарной машины - привозит пожарных на пожар, помогает выдвигать лестницу, разворачивать пожарный рукав.
Водитель «Скорой помощи» - помогает загружать больных в машину, подает носилки, едет осторожно.
Игровые ситуации: «Веселое путешествие на автобусе», «Расчистим улицы города от снега» (снегоуборочные машины)
Игровой материал: Знаки дорожные, кепки с трафаретами «такси», «молоко», «хлеб», «грузы», «стройка», «скорая помощь», «пожарная», рули разного диаметра – 5-10 шт., силуэты разных машин для одевания на шею, жезлы милицейские, автозаправочная станция из коробок., игрушки-заменители.
СТАРШАЯ ГРУППА
Армия
Задачи: учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Игровые роли действия:
Пограничники - охраняет границу. Смелые, отважные, ловкие. Учения пограничников, занятия, отдых. Дрессировка собак. Заметил следы на контрольной полосе на песке. Задержали нарушителя границы, проверяют документы, отвели в штаб.
Солдаты на ученьях - солдаты смелые, ловкие, бесстрашные. Тренировка солдат, учеба, военные учения на полигоне. Награждения отличников службы. Солдат выполняет приказ командира, отдает честь.
Игровой материал: Пилотки солдат (2-3 шт.), шлем танкиста(2-3 шт.), берет десантника (2 шт), бинокли (2-3 шт), силуэты оружия(автоматы, пистолеты), карта, рация, планшет для командира.
СТАРШАЯ ГРУППА
Почта
Задачи: Расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитать уважение к труду работников почты, умение внимательно выслушать клиента, в вежливой форме обращаться друг с другом, расширить словарный запас детей: «посылка», «бандероль», «журналы», «почтальон. Развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих.
Игровые роли действия:
Люди- - пишут друг другу письма, посылают телеграммы, открытки, поздравляют с праздником. Письма и открытки люди несут на почту и бросают в большой почтовый ящик.
Почтальон - разносит телеграммы и письма. У него большая сумка с письмами и газетами. Письма и газеты разносятся по адресам, адрес написан на конверте: название улицы, номер дома, квартиры и фамилия. Почтальон бросает письма в почтовый ящик каждого дома или квартиры.
Конверты покупают на почте, в киоске. На почте можно отослать посылку в другой город.
Почтовый работник - взвешивает посылку, ставит на ней печать.
Игровой материал: Кепка почтальона, сумка почтальона, газеты, письма, открытки, бланки разные, посылочки маленькие из коробок, почтовый штамп, весы, почтовый ящик из коробки, карандаш для записей.
СТАРШАЯ ГРУППА
Столовая. Кафе. Повар.
Задачи: Расширять у детей представления о труде работников столовых, кафе. Развивать интерес и уважение к профессиям повара, официанта. Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
Игровые роли и действия:
Повара - готовят вкусную еду на кухне, варят пельмени, пекут пирожки, варят борщ, супы, жарят котлеты. В столовой кормят шоферов, рабочих, строителей, моряков, учеников в школе.
На столах стоят салфетки, вазочки с цветами.
Официанты - подают еду, дают книжечку с меню,
Посетители - едят, платят за обед в кассу, им выдают чек.
В кафе люди приходят не только поесть, но и послушать музыку.
Отмечаем день рождения, танцуем, поем караоке. Официанты вежливы с посетителями, приносят еду, сладкую воду. На столах красивая посуда, цветы. Музыканты - играют на музыкальных инструментах и поют.
Игровой материал: Колпак белый (2 шт.), фартук (2 шт.), посуда кухонная детская, посуда столовая детская, посуда чайная детская, плита, муляжи продуктов, овощей, фруктов, меню, подносы детские, трубочки для коктейля, коробочки из-под соков, йогуртов.
СТАРШАЯ ГРУППА
Путешествие на корабле, на поезде
Задачи: закрепить названия транспортных средств; формирование положительного взаимоотношения между детьми; развивать диалогическую речь; расширить кругозор детей.
Игровые роли и действия:
Строим корабль, отправляемся в кругосветное путешествие. Берем с собой бинокль, карту, компас, рупор. Придумываем название кораблю. Пассажиры - поднимаются на борт, расходятся по своим каютам.
Капитан корабля - приказывает поднять якорь.
Матросы - выполняют команды капитана.
Корабль плывет в Африку. Выходим на берег. Встречаем жителей, знакомимся. Гуляем по Африке. Встречаем обезьян, слонов, тигров.
Плывем на Север. Там холодно. Наблюдаем айсберги, пингвинов, белых медведей.
Плывем в Австралию. Там увидим кенгуру, жирафов. Изучаем природу, плаваем в океане, изучаем морское дно. Возвращаемся домой.
Игровой материал: карта, бинокль, компас, конструктор и стулья для строительства корабля.
СТАРШАЯ ГРУППА
Путешествие на самолете
Задачи:
- Расширить знания детей о воздушных видах транспорта, о назначении самолета, о способах обслуживания самолета, научить видеть красоту земных пейзажей;
- Воспитать уважение к профессии летчика, смелость, расширить словарный запас детей: «самолет», «летчик», «стюардесса», «полет».;
- развивать диалогическую речь;
- Формировать умение осуществлять игровые действия, согласовывая их с партнёром по игре;
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме; рассматривание иллюстраций с изображением самолёта.
- Игровые роли и действия:
Пилот - управляет самолётом.
Стюардесса – осуществляет проверку билетов;
Диспетчер - объявляет вылет самолета.
Во время полета Пассажиры рассматривают из иллюминатора (изображения на картинах) различные виды – моря, горы, реки, лес, тундру. Прилетают в заданный город. Гуляют по улицам, любуются достопримечательностями. По возвращении дети делятся своими впечатлениями.
Игровой материал: самолет, построенный из строительного материала, штурвал, фуражка летчика, одежда для стюардессы, картинки с изображением морских просторов, горных вершин, пустынь, тайги, тундры.
СТАРШАЯ ГРУППА
Школа
Задачи:
- Расширять знания детей о школе.
- Формировать умение использовать выразительные средства реализации роли (интонация, мимика, жесты
- Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.
- Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
- Воспитывать желание учиться, дружбу, умение жить и работать в коллективе.
Игровые роли и действия:
Учитель - ведет уроки,
Ученики - отвечают на вопросы, рассказывают, считают.
Директор (завуч) - присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков.
Уборщик - следит за чистотой в помещении
Вахтёр - дает звонок..
Предварительная работа: Беседа о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. Загадки о школе, школьных принадлежностях. Чтение детям произведений С.Маршака «Первое сентября», Алексина «Первый день», В. Воронковой «Подружки идут в школу», Э. Мошковской «Мы играем в школу». Заучивание стихотворений А. Александровой «В школу», В. Берестов «Считалочка». Встреча с выпускниками детского сада (организация досуга). Изготовление атрибутов к игре (портфели, тетради, книжки-малышки, расписание…)
Игровой материал: портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя,
повязки для дежурных.
СТАРШАЯ ГРУППА
Спасатели
Задачи:
- Совершенствовать представления детей о трудной и почетной профессией спасателя;
- Научить в случае необходимости действовать четко и слаженно;
- Учить детей планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
Игровые действия: Организовать спасательную экспедицию для оказания помощи пострадавшим; обогащать опыт детей – на месте «работы спасателей» приходится строить новые дома для жителей, спасать животных из—под завалов, тушить загоревшие здания, оказывать медицинскую помощь, кормить; даже показывать концерт для «пострадавших».
Поступил сигнал SOS; сообщение по телевизору; письмо из выловленной бутылки в море. Перед детьми ставится проблемная ситуация: больше не кому спасти людей и животных с далекого острова после пожара, землетрясения, извержения вулкана, наводнения и т.п.
1.Определение места нахождения острова на карте.
2. Определение пути до острова и вида транспорта, на котором можно добраться до нужного места.
3. Распределение ролей: спасатели, пожарные, врачи, строители, капитан, матросы и т.д.
4. Постройка «корабля» («самолета» и т.д.)
5. Сбор необходимых вещей.
6. Путь до острова.
7. Спасательные мероприятия:
-моряки ремонтируют «корабль»;
-пожарные тушат загоревшиеся здания; спасатели расчищают завалы;
-строители строят новые дома;
-врачи оказывают медицинскую помощь.
8. Возвращение домой.
Игровой материал: -крупный строительный материал; костюмы (капитанская фуражка, воротники для матросов, экипировка для пожарных, белые шапочки для врачей, медицинские сумки); оборудование для больницы; продукты; одеяла; предметы-заменители.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
На дорогах города
Задачи:
- Закрепить представления детей о правилах дорожного движения;
- Познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
- Развивать диалогическую речь.
Игровые роли и действия:
Детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах.
Водитель - едут за стройматериалом
Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик.
Регулировщик - управляет движением. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди».
Игровой материал: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
«Магазин»
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах;
- Формировать умение выделять роли и правила в игре, на которых строятся взаимоотношения детей, соблюдать их и следовать им;
- Развивать диалогическую речь;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Игровые роли и действия:
Водитель - привозит на машине товар.
Продавцы - разлаживают товар на полках.
Директор - следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар.
Приходят покупатели.
Продавцы - предлагают товар, показывают, взвешивают.
Покупатель - оплачивает покупку в кассе, получает чек.
Кассир - получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.
Уборщица - убирает помещение.
Игровые ситуации: «Овощной магазин», «Одежда», «Продукты», «Мебельный магазин», «Магазин игрушек», «Зоомагазин», «Головные уборы», «Цветочный магазин» , «Булочная» и др.
Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Этическая беседа о поведении в общественных местах.
Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Строительство
Задачи:
- Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях;
- Формировать умение выделять роли и правила в игре, на которых строятся взаимоотношения детей, соблюдать их и следовать им;
- Развивать диалогическую речь;
- Воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Игровые роли и действия:
Строитель –выбирает объект строительства. Выбор строительного материала. Строит дом.
Водитель- доставляет строительный материал.
Предварительная работа. Чтение произведений «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. Рисование на тему «Дом».
Игровой материал: планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, предметы-заместители.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Цирк
Задачи:
- Формировать представления детей о цирке и его работниках; правилах поведения в общественных местах;
- Формировать умение выделять роли и правила в игре, на которых строятся взаимоотношения детей, соблюдать их и следовать им;
- Развивать диалогическую речь;
Игровые роли и действия :
Кассир – продаёт билеты.
Артисты цирка- , показывают фокусы, танцуют.
Продавец в буфете- продаёт сладости, принимает оплату.
Зрители – аплодируют.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о цирке. Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С.Маршак.
Игровой материал: афиши, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты (носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»), гирлянды, флажки, атрибуты для цирковых артистов (канаты, обручи, шары, булавы), косметические наборы, спецодежда для билетёров, работников буфета и др.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Водители
Задачи:
- Дать представления о том, что шоферы перевозят большое количество пассажиров, доставляют различные грузы в города и деревни нашей страны.
- Воспитывать интерес и уважение к труду водителей, побуждать желание работать также добросовестно, ответственно, как и взрослые, заботиться о сохранности техники.
- Способствовать возникновению сюжетно-ролевых и творческих игр: «Уличное движение», «Водители», «Светофорчик», и других.;
- Формировать умение действовать в соответствии с взятой на себя ролью.
- Игровые роли и действия:
Водитель - возят кукол, строительный материал. Водитель ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей. Машины заправляют бензином, едут на стройку, сгружают строительный материал, засыпают песок. Водитель едет на зеленый свет светофора, на красный – стоит.
Водитель грузовой машины - наливает бензин в машину, моет ее, ставит в гараж.
Водитель автобуса - ведет машину осторожно, аккуратно, кондуктор продает билеты. Автобус развозит людей, куда им надо: в гости, на работу, домой.
На перекрестке стоит милиционер – регулирует движение.
Пешеходы идут по тротуару. Дорогу переходят на зеленый свет.
Для пешеходов специальный переход – «зебра».
Игровые ситуации: «Веселое путешествие на автобусе», «Расчистим улицы города от снега» (снегоуборочные машины)
Игровой материал: Знаки дорожные, кепки с трафаретами «такси», «молоко», «хлеб», «грузы», «стройка», рули разного диаметра – 5-10 шт., силуэты разных машин для одевания на шею, жезлы милицейские, автозаправочная станция из коробок., игрушки-заменители.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Водители
Задачи:
- Формировать представления детей о профессии водителя;
- Развивать диалогическую речь;
- Формировать умение действовать в соответствии с взятой на себя ролью.
- Воспитывать интерес и уважение к труду водителей, побуждать желание работать также добросовестно, ответственно, как и взрослые, заботиться о сохранности техники.
Игровые роли и действия:
Водитель - возят кукол, строительный материал. Водитель ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей. Машины заправляют бензином. Водитель едет на зеленый свет светофора, на красный – стоит.
На перекрестке стоит милиционер – регулирует движение.
Пешеходы идут по тротуару. Дорогу переходят на зеленый свет.
Для пешеходов специальный переход – «зебра».
Игровые ситуации: «Веселое путешествие на автобусе», «Покатаем кукол»
Игровой материал: Знаки дорожные, кепки с трафаретами «такси», «молоко», «хлеб», «грузы», «стройка», рули разного диаметра – 5-10 шт., силуэты разных машин для одевания на шею, жезлы милицейские, автозаправочная станция из коробок., игрушки-заменители.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Почта
Задачи
- Расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции;
- Формировать умение действовать в соответствии с взятой на себя ролью;
- Воспитать уважение к труду работников почты, умение внимательно выслушать клиента, в вежливой форме обращаться друг с другом, расширить словарный запас детей: «посылка», «бандероль», «журналы», «почтальон;
- Развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих.
Предварительная работа: экскурсия на почту с последующей беседой.
Игровые роли действия:
Почтальон - разносит телеграммы и письма. У него большая сумка с письмами и газетами. Письма и газеты разносятся по адресам, адрес написан на конверте: название улицы, номер дома, квартиры и фамилия. Почтальон бросает письма в почтовый ящик каждого дома или квартиры.
Люди- забирают почту, читаю. Отписывают письмо, несут на почту и бросают в ящик.
Игровой материал: Кепка почтальона, сумка почтальона, газеты, письма, открытки, бланки разные, посылочки маленькие из коробок, почтовый ящик из коробки, карандаш для записей.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Столовая
Задачи:
- Расширять у детей представления о труде работников столовой; Развивать интерес и уважение к профессиям повара;
- Развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих.
- Воспитывать правила поведения в общественных местах.
Игровые роли и действия:
Повара - готовят вкусную еду на кухне, варят пельмени, пекут пирожки, варят борщ, супы, жарят котлеты. В столовой кормят шоферов, рабочих, строителей, моряков, учеников в школе.
На столах стоят салфетки, вазочки с цветами.
Посетители - едят, платят за обед в кассу, им выдают чек.
Игровой материал: Колпак белый (2 шт.), фартук (2 шт.), посуда кухонная детская, посуда столовая детская, посуда чайная детская, плита, муляжи продуктов, овощей, фруктов, меню, подносы детские, трубочки для коктейля, коробочки из-под соков, йогуртов.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Парикмахерская
Задачи:
- Расширить и закрепить знания детей о работе в парикмахерской;
- Вызвать желание выглядеть красиво;
- Формировать умение действовать в соответствии с принятой на себя ролью;
- Воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.
Игровые роли и действия:
Парикмахер - моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном.
Клиент- рассказывает какую хочет причёску, благодарит за работу.
Предварительная работа: Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Рассказ воспитателя о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Рассматривание буклетов с образцами косметических средств Дидактическая игра «Причешем куклу красиво». Дидактическая игра «Золушка собирается на бал».
Игровой материал: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, лак для волос, детская косметика, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца,
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
День рождения
Задачи:
- Формировать умение сервировать стол для праздничного обеда;
- Закрепить представления о столовых предметах;
- Развивать диалогическую речь;
- Воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
Игровой материал: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Воспитатель сообщает детям о том, что у …………….. сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости ……….. и поздравляют его. Именинник предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Строим дом
Задачи:
- Познакомить детей с профессией – строитель;
- Воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе,
- Расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Игровой материал: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ
Столовая
Задачи: Расширять у детей представления о труде работников столовых, кафе. Развивать интерес и уважение к профессиям повара, официанта. Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
Игровые роли и действия:
Повара - готовят вкусную еду на кухне, варят пельмени, пекут пирожки, варят борщ, супы, жарят котлеты. В столовой кормят шоферов, рабочих, строителей, моряков, учеников в школе.
На столах стоят салфетки, вазочки с цветами.
Посетители - едят, платят за обед в кассу, им выдают чек.
Игровой материал: Колпак белый (2 шт.), фартук (2 шт.), посуда кухонная детская, посуда столовая детская, посуда чайная детская, плита, муляжи продуктов, овощей, фруктов, меню, подносы детские, трубочки для коктейля, коробочки из-под соков, йогуртов.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Поликлиника
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к профессии врача;
- Формировать выбирать средства для реализации замысла;
- Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игровые роли и действия:
Больной- идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием.
Врач - принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение.
Игровые ситуации: «На приеме у врача
», Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Дом, семья
Задачи:
- Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи;
- Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;
- Развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих.
- Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Предварительная работа: Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?» Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. Чтение художественной литературы
Словарная работа: передник, пирог, вяжет.
Игровые роли и действия:
Мама - убирает в доме, готовит еду; кормит детей, укладывает детей спать.
Папа – ремонтирует машину, помогает маме по дому.
Бабушка - готовит обед, печёт пирог вяжет носки, стирает; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками;
Дедушка- читает газеты, журналы, смотрит телевизор.
Дочка - играет с куклами, рисует.
Сын – играет с машинками, в мяч, рисует;
Игровой материал: Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), машинки, предметы-заместители.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Строительство
Задачи:
- Закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей;
- Формировать умение планировать свое поведение, раскрывая образ выбранной роли;
- Формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла;
Игровые роли и действия:
Строитель –выбирает объект строительства. Выбор строительного материала. Строит дом.
Водитель- доставляет строительный материал.
Предварительная работа. Чтение произведений «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, Беседа о технике безопасности на стройке. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.
Игровой материал: планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, предметы-заместители.